Політика
Україна
Коррупция в законе: почему антикоррупционный закон не поборет коррупцию
Вскоре вступит в силу президентский Закон «О принципах предотвращения и противодействия коррупции». Он заполнит правовой вакуум, образовавшийся после отмены с 1 января 2011 года Закона «О борьбе с коррупцией» от 1995 года, на смену которому должен был прийти пакет из трех законов, принятых ВР еще в июне 2009-го.
Но эти законы были отменены. А Виктор Янукович в конце прошлого года внес в парламент свой законопроект № 7487. Принять его во втором чтении парламентариям удалось лишь 15 марта. Документ на 90% повторяет ранее упраздненные законы.
Закон президента
«Это мой закон, я его подписал и направил в парламент, и он будет рассмотрен как первоочередной», — заявил Виктор Янукович 25 февраля. Сомнений в том, что проект будет принят, не возникало. Документ наделяет президента статусом главного антикоррупционера. В частности, он предусматривает создание «специально уполномоченного органа по вопросам антикоррупционной политики», функции которого заключаются в полном контроле над всеми госорганами «по реализации антикоррупционной стратегии». Полномочия этой структуры, как и собственно стратегия, утверждаются президентским указом. По словам юриста юридической компании Astapov-Lawyers Александра Ружицкого, данная норма не соответствует п. 15 ст. 106 Конституции Украины, которая гласит, что президент не имеет права на создание такого органа без согласия правительства. Противоречия отметили и в главном юридическом управлении ВР, однако народные избранники их проигнорировали.
Руководитель контактной группы в Украине международной организации Transparency International Алексей Хмара побаивается, что единоличный контроль над всей антикоррупционной системой глава государства может использовать для влияния на властные круги. Отметим, что в Украине не единожды предпринимались попытки учредить подобную институцию, но на законодательном уровне. В частности, предлагалось создать Национальное бюро расследований или Национальное антикоррупционное бюро.
Есть в близости людей заветная черта
Наиболее бурную дискуссию вызвали не столько чрезмерные полномочия президента, сколько определение понятия «близкие лица». Первоначально, согласно ст. 1 законопроекта, под близкими людьми понимались: супруги, дети, родители, братья, сестры, «а также другие лица, которые совместно проживают, связаны совместным бытом…». Но спикер Владимир Литвин предложил исключить фразу «а также». Эта идея не понравилась министру юстиции Александру Лавриновичу. Ведь она означает, что близкими будут считаться исключительно лица, которые проживают вместе. И ст. 1 законопроекта была отправлена на третье чтение. Впрочем, некоторые эксперты отмечали, что эта дискуссия не стоит такого внимания. «Есть близкие родственники, проживающие с лицом, на которое распространяется действие антикоррупционного закона. А есть не близкие и не проживающие вместе, которые не обязаны декларировать свои расходы и доходы, — говорит народный депутат Сергей Мищенко. — А наш гражданин — человек хитрый. Он всегда найдет лазейки в законодательстве».
На третье чтение также были отправлены ст. 11 и ст. 12 законопроекта. Ст. 11 предусматривает проведение специальной проверки претендентов на должности госслужащих и работников органов местного управления. Проверять будут информацию об имуществе, доходах, расходах и т. д. Такая норма не очень обрадовала чиновников. Тем более что порядок организации проведения специальной проверки будет утвержден не законом, а снова-таки президентским указом. Ст. 12 документа обязывает чиновников и руководителей госпредприятий подавать декларацию о доходах, расходах и обязательствах финансового характера, в том числе за границей. Форму декларации утверждают Минфин и Минюст.
И опасна, и трудна
Согласно законопроекту, «близкие лица» не могут находиться в непосредственном подчинении друг у друга. При этом данная норма теперь распространяется и на руководителей госпредприятий. Кроме того, после увольнения со службы чиновникам в течение следующего года запрещается заключать трудовые договоры или совершать сделки с предприятиями и организациями, над которыми ранее они осуществляли госконтроль. Им запрещается также раскрывать или использовать в своих целях информацию, полученную при выполнении служебных обязанностей. Они не могут представлять чьи-либо интересы в суде в том случае, если другой стороной процесса является госорган, в котором ранее работал служащий.
Чиновники не имеют права получать подарки от подчиненных, а также тех граждан, которые так или иначе зависят от деятельности госслужащего. От остальных лиц чиновники могут принять презент, «соответствующий общепринятым представлениям о гостеприимстве». При этом подарок не может быть дороже 50% минимальной зарплаты (480 грн).
Меньше знаешь — крепче спишь
Бороться с коррупцией отныне обязаны все. Предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, их должностные лица, а также простые граждане обязаны принимать меры для пресечения коррупции. При этом за непринятие мер по противодействию коррупции предлагается штрафовать на 850–2125 грн. По словам Александра Ружицкого, таким образом законодатель пытается официально привлечь к борьбе с коррупцией частный сектор. «Введение такой нормы как минимум обязывает граждан выполнять несвойственные им функции, — считает юрист. — Да и вряд ли украинцы побегут сдавать властям коррупционеров после принятия этого закона».
Пока неизвестно, насколько эффективной окажется норма закона, предусматривающая обязательную антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов (НПА). Экспертизу должен проводить Минюст в соответствии с порядком, разработанным самим министерством. Также может быть проведена общественная антикоррупционная экспертиза проектов документов по инициативе физлиц, объединений граждан или юрлиц, и за их счет. Правда, данная норма может оказаться мертвой. Согласно законопроекту, результаты экспертиз подлежат «обязательному рассмотрению во время решения относительно выдачи (принятия) соответствующего НПА». Однако не исключено, что такие результаты не будут приниматься во внимание.
Президент также предлагает пересмотреть квалификацию коррупционных правонарушений и преступлений. Дробление этих понятий и не четкое их определение дает правоохранителям немалый люфт для принятия решений. По сути в зависимости от того, как будет квалифицировано деяние, коррупционер может или отделаться штрафом в 850 грн, или сесть за решетку на 5 лет.
Вилен Веремко, «Контракты»